Скрытое от глаз искусство

Кем же на самом деле был Леонардо да Винчи? Какое воспитание он получил, какими идеями руководствовался, каковы были его вкусы? Каким он был как художник, которого называют самым выдающимся гением за всю историю человечества? Таковы цели данной работы. Они волнуют каждого современного человека, интересующегося творчеством Леонардо да Винчи.
Внутреннюю жизнь Леонардо неизменно определяла любознательность, подобно всепожирающему огню заставляющая его захватывать с течением лет все новые и новые области знания, заниматься буквально всем, с головой погружаясь в сплошной поток штудий, исследований, экспериментов.
Живопись, получившая от Леонардо более, нежели просто ряд великолепных шедевров - от юношеского Благовещения до Дамы с горностаем и от Тайной вечери до Джоконды. Леонардо обогатил искусство живописи своей упорной проработкой, как новых методов письма, так и старинных приемов, нескончаемым совершенствованием техники рисунка и внимательным наблюдением натуры. Этот неповторимый синтез искусства, науки и технологии и является темой настоящего исследования, дающего возможность представить во всей полноте поразительную личность, символ эпохи Итальянского Возрождения.

Произведения Леонардо - это постоянная череда исследований и экспериментов. Для него живопись - это философия. Это язык, наиболее приспособленный для познания (и выражения) окружающего мира, поэтому он мог заметить: «То, что присутствует в самой сути Вселенной – настоящей или воображаемой, - художник постигает вначале сознанием, а потом исполняет с помощью рук своих, кои достойны всемирного восхищения, ибо в одно время с созданием вещей производят и согласную им гармонию». Для Леонардо искусство есть «второе» творение. С первых своих шагов студии Вероккьо художник начинает собственные творческие поиски, достигая верха совершенства в знаменитой Джоконде.

О масштабе и уникальности дарования Леонардо позволяют судить его рисунки, занимающие в истории искусства одно из почетных мест. С рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным наукам, но и работы по теории искусства. Много место отдано проблемам светотени, объемной моделировке, линейно и воздушной перспективе. Леонардо да Винчи принадлежат многочисленные открытия, проекты и экспериментальные исследования в математике, механике, других естественных наук.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры и науки, оказали огромное влияние.
Леонардо да Винчи, из всех известных нам творцов в истории человечества, обладал наиболее всесторонней гениальностью. Он считал себя, прежде всего художником, но из его записных книжек и рисунков видно, что в свое представление об искусстве он вкладывал многое из того, что ныне мы называем естественно - научными вопросами. Он настолько был убежден в могуществе человеческого зрения как отличного инструмента для исследования природа, что видеть и знать, по его мнению, было одним и тем же.

Художники, говорил он, это лучшие из ученых; они не только наблюдают природу лучше, чем другие люди, но думают о том, что видят и затем рассказывают остальным о виденным ими в своих картинах. Нынешнее ученые предпочитают передавать свои знания в словах и для этой цели ими изобретено очень много новых слов? во времена Ренессанса считали, что "хорошая картина ценнее тысячи слов".

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ 
Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них "дозреет". Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого мало - он все буквы переворачивал в зеркальном изображении. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, видимо, немало, поэтому те или иные его детища вдруг обнаруживаются через века. Как было с мадонной Бенуа, которую долгое время в качестве домашней иконы возили с собой странствующие актеры.

Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений - "незавершенка". Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью коего он на готовой картине будто специально проделывал "окна незаконченности". Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.

Леонардо предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии - это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Но одно. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хоть знаменитую иллюстрацию Мастера, доказывающую пропорциональность человеческого тела. С раскинутыми руками и раздвинутыми ногами фигура человека вписывается в круг. А с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками - в квадрат, при этом образуя крест. Такая "мельница" дала толчок ряду разнообразных мыслей. Флорентиец оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся - равномерно вокруг.

 

Рассматривая вклад Леонардо да Винчи в наследие мировой культуры и науки невозможно не отметить, насколько он опередил свое время. Остановимся на математических теориях. Изучение геометрии позволило Леонардо впервые создать научную теорию перспективы. Перспектива, - говорит да Винчи, - есть руль живописи. Она разделяется на три части:

1) укорачивание линий и углов;

2) ослабление окраски предметов находящимся между глазом зрителя и предметами слоем воздуха;

3) ослабление контуров.

Он внимательно изучил Архимеда, которого часто цитирует, и старался

пойти далее. С замечательной ясностью излагает учёный-художник в общих

чертах теорию рычага, поясняя её рисунками; не остановившись на этом, он

даёт чертежи, относящиеся к движению тел по наклонной плоскости.

Изучать творчество ученого-художника можно бесконечно. Вы сможете найти факты, которые и сегодня вызывают массу дискуссий и не трактуются однозначно.  Не имея начального образования, Леонардо да Винчи достиг высот, которые невозможно постигнуть даже в наше время.